Приглашаем посетить сайт

Поиск по материалам сайта
Cлово "RELIGION"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Клейн. Анатомия "Илиады". Глава X. Ахилл: истоки образа
Входимость: 5. Размер: 85кб.
2. Дилите Д.: Античная литература. Олимпийские боги
Входимость: 5. Размер: 20кб.
3. Вяч. Вс. Иванов. Античное переосмысление архаических мифов
Входимость: 4. Размер: 44кб.
4. Список сокращений
Входимость: 2. Размер: 4кб.
5. Античность как тип культуры (сборник статей). Ярхо В. Н.: Эллинистическая мелика как фактор античной культуры.
Входимость: 2. Размер: 46кб.
6. Шталь И.В.: Художественный мир гомеровского эпоса. Примечания
Входимость: 2. Размер: 84кб.
7. Шталь И.В.: Художественный мир гомеровского эпоса. Библиография
Входимость: 1. Размер: 34кб.
8. Клейн. Анатомия "Илиады". Глава III. Корреляция синонимов в «Илиаде»
Входимость: 1. Размер: 58кб.
9. Ярхо В.: Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. Глава V. «Прикованный Прометей»
Входимость: 1. Размер: 32кб.
10. Кузнецова Т. И.: Историческая тема в греческом романе "Роман об Александре"
Входимость: 1. Размер: 109кб.
11. Клейн. Анатомия "Илиады". Глава IV. «Данайский» компонент «Илиады»
Входимость: 1. Размер: 99кб.
12. Античность как тип культуры (сборник статей). Тахо-Годи A. A.: Гимнография Прокла и ее личностное начало.
Входимость: 1. Размер: 83кб.
13. Радциг С. И.: История древнегреческой литературы. Библиография.
Входимость: 1. Размер: 48кб.
14. Протопопова И. Афина-Коронида и третья птица из трагедии Еврипида "Ион".
Входимость: 1. Размер: 75кб.
15. Клейн. Анатомия "Илиады". Глава VII. Аяксы
Входимость: 1. Размер: 66кб.
16. Кузнецова Т. И.: Состояние изучения греческого романа в современном зарубежном литературоведении
Входимость: 1. Размер: 99кб.
17. Дилите Д.: Античная литература. Смех древней комедии
Входимость: 1. Размер: 25кб.
18. Клейн. Анатомия "Илиады". Список сокращений
Входимость: 1. Размер: 7кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Клейн. Анатомия "Илиады". Глава X. Ахилл: истоки образа
Входимость: 5. Размер: 85кб.
Часть текста: Александра, имя которого и впрямь восходит к имени исторического Александра, царя Вилусы. Стреле этого персонажа приписывается умерщвление Ахилла, но сам Ахилл никогда с ним в поэме не встречается. Стрелу направляет бог Аполлон, она попадает в пяту или щиколотку Ахилла (Star. Achill. I, 269-270 et Lactant. comment. in Achill.; Serv. Verg. Aen. VI, 57; Quint. Smyrn. III, 62), и от этого легкого ранения Ахилл сразу же умирает 3 . Почему? Да ведь это было единственное в его теле место, оставшееся незаколдованным, — то место, за которое мать держала его, когда ребенком окунала в воды Стикса (Stat. Achill. I, 269) или в кипяток (Schol. Apoll. Rod. Arg. IV, 816, schol. II. II, 36) или совала в огонь (Apollod. III, 13, 6), чтобы сделать неуязвимым. Это известный сказочный (в исходе мифологический) мотив 4 . (Ср. аналогичную уязвимость индийского бога Кришны — в пяту 5 .) Реалистично настроенный певец опустил мистику, как и во многих других случаях 6 , но детали, связанные с ней и никак не объяснимые иначе, оставил. Словом, рассказ о гибели Ахилла насквозь мифологичен, а не происходит из реального события войны. Курган Ахилла у Сигея, в нескольких километрах от Илиона, археологи не относят к сооружениям эпохи Троянской войны 7 . А могилы Ахилла показывали и на Балканском полуострове (Ps. -Arist. Mirab. 106). Не был Ахилл и наследником трона реальной Фтии в Фессалии. Хотя почитали Ахилла по всему греческому миру — в его честь совершались празднества и возводились храмы, — как раз в Фессалии это не прослеживается. Еще Флавий Филострат (Vita Apol. IV, 16) писал, что фессалийцы в отличие от троянцев не приносят заупокойных даров Ахиллу. В другом сочинении сказано, что они, однако, ежегодно ездят в Троаду на поклонение могиле Ахилла в Сигее и по дороге поют гимн Фетиде (Philostr. Heroic. 53, 208). Это, скорее, почитание Фетиды (святилище которой в Фессалии было), чем Ахилла: фессалийцы поклонялись ему лишь как сыну их богини и герою...
2. Дилите Д.: Античная литература. Олимпийские боги
Входимость: 5. Размер: 20кб.
Часть текста: действительно греческое. Хотя имена других богов заимствованы из эгейской мифологии или пришли из других мест, их функции были трансформированы, и в олимпийской мифологии господствует индоевропейское начало. Бог светлого дневного неба Зевс, который, в соответствии с мифом, поделил мир с братьями по жребию и которому достались земля и небо, все же является главным богом. Т. Гамкрелидзе и Вяч. Вс. Иванов утверждают, что Зевс перенял функции обоих старших индоевропейских богов (Бога неба и Перкунаса) [42, II, 796]. Он владыка мира, главный хранитель гармонии космоса. Зевс стережет границы государств и собственности людей, опекает гостей и обычай гостеприимства. Как младший брат, спасший старших, он похож на третьего брата в сказках многих народов. Его эпитет "земной" и рассказы о его рождении на острове Крит напоминают о связях с мифологией Эгейского мира, элементы которой сохранились рядом с этим вполне индоевропейским владыкой, называемым отцом богов и людей. Хотя громы и молнии старшего бога у многих вызывают страх, однако сохранить космос он, видимо, не сумел бы без помощи...
3. Вяч. Вс. Иванов. Античное переосмысление архаических мифов
Входимость: 4. Размер: 44кб.
Часть текста: Материалы научной конференции "Випперовские чтения - 1985" (выпуск XVIII). - Ч. 1. - М., 1985. - C. 9-26 ) Исследования последних десятилетий, подтверждая и уточняя давно уже высказывавшиеся предположения, привели к выявлению глубоких предгреческих в предримских истоков античной мифологии. Речь идет главным образом об архаических мифах двоякого рода: древнеближневосточных (переднеазиатских) и индоевропейских, для Греции преимущественно греческо-армяно-арийских, т.е. восходящих ко времени соответствующей языковой общности, относящейся к концу IV - III тыс. до н.э., но в отдельных случаях и еще более ранних - общеиндоевропейских, около V - начала IV тыс. до н.э.; для Рима - западно-индоевропейских или "древнеевропейских" возрастом около III-II тыс. до н.э. и ранее. В той мере, в какой мифологическая информация передается вместе с языком, индоевропейские мифы в Греции и Риме можно считать унаследованными, как это и предполагал Дюмезиль и такие следующие за ним исследователи, как Одри. Но едва ли не большее значение и в архаической Греции и особенно в раннем Риме (еще до начала греческого влияния, но и одновременно с ним) имело прямое и косвенное воздействие культур переднеазиатских, контакт с которыми начался очень рано (по гипотезе, выдвинутой нами вместе с Т.В. Гамкрелидзе - еще в общеиндоевропейский период) и продолжался непрерывно (поэтому на ранних этапах воздействие этого контакта накладывается на наследование...
4. Список сокращений
Входимость: 2. Размер: 4кб.
Часть текста: «Archiv fur Religions Wissenschaft». Ath — «Athenaeum». AULA — «Journal of the Australia University langage and literature Association». BAGB — «Bulletin de l'Association de Guillaume Bude». BAPG — «Bulletin de l'Academie Polonaise de Cracovie». BFAC — «Bulletin of the Faculty of Arts». BR — «Bucknell Review». GE — «Chronique d'Egypte». GlJ — «Classical Journal». ClQ — «Classical Quarterly». CPh — «Classical Philology». ClR — «Classical Review». DA — «Dissertation Abstracts». GIF — «Giornale Italiano di filologia». Gn — «Gnomon». Gymn — «Gymnasium». JHS — «Journal of Hellenic Studies». IL — «Information literaire». Mn — «Mnemosyne». MC — «11 Mondo classico». NAnt — «Nuova Antologia di scienze, letter e ed arti». PP — «La parola del passato». PhW — «Philologische Wochenschrift». Phil — «Philologus». PSI — «Publicationi della societa Italiana». RAF — «Revue Africaine Alger». RAL — «Rendiconti della classe di Scienze morali, storiche e filologiche della Academia dei Lincei». RE — «Realencyclopadie der classischen Altertumswissenschaft». RE A «Revue des etudes anciennes». REG — «Revue des etudes greque». REL — «Revue des etudes latines». RHR — «Revue de l'Histoire des Religions». RPh...
5. Античность как тип культуры (сборник статей). Ярхо В. Н.: Эллинистическая мелика как фактор античной культуры.
Входимость: 2. Размер: 46кб.
Часть текста: века знаем довольно хорошо, второго не знаем совсем (не считая сведений о нем) и только по незначительным отрывкам можем судить о других меликах второй половины V — начала IV в.: Меланиппиде, Ликимнии, Телесте, Арифроне. Впрочем о большинстве из них, а особенно о Тимофее принято говорить как об авторах, чье творчество означало конец классической мелики, нашедший себе выражение в разрушении традиционной строфической симметрии, в вычурности языка, в преобладании музыкальной стороны над содержательной и т. п. Что же понимает автор настоящей статьи под эллинистической меликой? Может быть, позднюю анакреонтику, столь популярную в эллинистические и римские времена что ей в целом ряде случаев удалось оттеснить на задний план своего «прародителя» — подлинного Анакреонта? Но анакреонтика не может считаться разновидностью мелики, потому что главным признаком этого жанра в классические, да и в последующие времена был публичный характер исполнения, между тем как анакреонтика являлась порождением «книжного» периода античной культуры и была ориентирована на индивидуальное пользование. Под эллинистической меликой здесь подразумеваются памятники гимнической поэзии как известные издавна из литературной традиции, так и...
6. Шталь И.В.: Художественный мир гомеровского эпоса. Примечания
Входимость: 2. Размер: 84кб.
Часть текста: жанров и стилей в поэзии Гомера аргументированно резюмирует А. Ф. Лосев (№ 22, с. 182—202). В современной науке мысль эта, как вполне устоявшаяся, вошла в лекционные курсы (Остин М., № 80, с. 10—12). О лирическом и трагическом началах в поэмах Гомера при их сопоставлении с русским фольклором см.: Покрове ий М. /И., № 34, с. 343—368; о риторике в поэмах Гомера см.: Там же, с. 437—456; из последних работ в этой области: Шапиро Г., № 198; Уиллкок М., № 217. Крайнее и абсолютизированное представление о поэмах Гомера как о трагическом действии и пессимистическом сознании заключено в давних, но для западного литературоведения концептуально не устаревших работах: Гильд № 128; ПатцигЭ., № 170, а также в хронологически более близких работах экзистенциалистского толка: Груенангер К., № 126; Роннэ Ж., № 185; Он же, № 186; Шмитц Α., № 193 — с их убежденностью в «абсолютном пессимизме» «Илиады» (ср. Боннэ Г., № 186, с. 332). Из последних работ сюда же следует...
7. Шталь И.В.: Художественный мир гомеровского эпоса. Библиография
Входимость: 1. Размер: 34кб.
Часть текста: Lps.; Teubner, 1896. V. 1—2. Homeri Odyssea/Ed. G. Dindorf. Editio quinta corr. C. Hentze, Lps.; Teubner, 1891. V. 1—2. Homeri opera recogn. David B. Monro et Thomas W. Alien ed. tertia, Oxonii, 1976. V. 1—2. M. Fabii Quintiliani institutionis oratoriae. Libri XII/Ed. Radermacher; 1959. Strabonis geographica. Rec. A. Meineke. Lps.; Teubner 1886. V. 1—3. Переводы Гомер. Илиада/Пер. Η. И. Гнедича, ред. С. И. Пономаревым. СПб., 1912. Гомер. Илиада/Пер. Н. И. Гнедича. М.: Изд-во худож. лит., 1960. Гомер. Одиссея. Пер. В. Вересаева. М. Изд-во худож. лит., 1953. Маковельский А. О. Досократики. Ч. I. Доэлеатовский период. Казань, 1914; Ч. 2. Элеатовский период. Казань, 1915; Ч. 3. Пифагорейцы и др. Казань, 1919. Словари Breal Μ. Pour mieux connaitre Homere. P., 1906, p. 132—309. Chantraine P. Dictionnaire ctymologique de la langue grecque. P. 1968, 1. 1970, I I. 1974, HI. 1977, IV. Cunliffe R. J. A Lexicon of the homeric dialect. L., 1924. Dunbar H. A complete Concordance to the Odyssey and the Hymns of Homer. New Edition Completely Revised and Enlarged by Benedetto Marzullo. Hildesheim, 1960. Gehring A. Index Homericus. Lps., 1891. Goebel A. Lexilogus zu Homer und den Homeriden. В., 1878—1880. Т. I—II. Frisk Η....
8. Клейн. Анатомия "Илиады". Глава III. Корреляция синонимов в «Илиаде»
Входимость: 1. Размер: 58кб.
Часть текста: на ранние и поздние слои появились к середине прошлого века (Б. Гизеке — по предлогам — и др.). Сто лет назад А. Фик предпринял широкомасштабную попытку выделить в поэме поздний, ионийский, слой по тому признаку, что перевести данные тексты в раннюю, эолийскую, форму невозможно без разрушения структуры стиха. Однако все эти попытки натолкнулись на непреодолимые противоречия. Точно так отпали и другие критерии выделения поздних мест — аттицизмы, в частности, определенный артикль (Я. Вакернагель), или же аугмент (Дж. Друитт), стяжение гласных (Ф. Бехтель), игнорирование дигаммы (О. Даниельсон, Э. Герман и др.), абстрактные слова (К. А. Гепперт), патронимы на -ιδες (В. Мейер), особенности грамматики (Д. Б. Монро) и т. д. В детальных штудиях сторонников единого авторства (Дж. Скотта, А. Шоуэна, С. Бассетта) было показано, что расчленители в своей статистике многого не учли. Они не учли, скажем, что в повествованиях и диалогах по-разному используются абстрактные слова, а доля повествования и диалогов в разных песнях различна, так что различное содержание абстрактных слов в текстах может быть объяснено именно этим, а не разным возрастом. А ведь после исследования Дж. П. Шиппа надо еще учесть и преобладание более поздних черт в языке сравнений, речей, описаний и отступлений от основного повествования в «Илиаде» (хоть сам Дж. П. Шипп установил хронологические различия и между разными кусками повествования). Была вообще поставлена под сомнение расчленимость...
9. Ярхо В.: Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. Глава V. «Прикованный Прометей»
Входимость: 1. Размер: 32кб.
Часть текста: занимает несколько особое место: целый ряд стилистических особенностей, очень скромная роль хора, наконец, изображение Зевса как жестокого тирана 1 не находят себе аналогий в других известных нам эсхиловских творениях. Об этом много писалось и до сих пор пишется, причем для работ последнего времени показательно стремление максимально выявить те черты сходства, которые существуют между «Прометеем» и остальными произведениями Эсхила (особенно— «Орестеей»), и объяснить происхождение столь асе несомненных отличий. И для нас, в свете поставленных перед собой задач, важно показать, что в образе Прометея— при всей его необычности — и в драматической ситуации трагедии—при всей ее уникальности — не только находят завершение основные линии развития драматургии Эсхила, но и во многом предвосхищаются художественные нормы послеэсхиловской трагедии. Идейное содержание образа Прометея свидетельствует прежде всего об окончательном преодолении в мировоззрении Эсхила идеологии архаики. Это сразу же становится очевидным при сравнении эсхиловскои трагедии с эпизодами из поэм Гесиода, где миф о Прометее получил первую известную нам литературную обработку. У Гесиода Прометей выступает в роли фольклорного «обманщика» («трикстера»), которому на какое-то время удается провести Зевса 2 . Так, из двух куч, сложенных Прометеем из костей и мяса заколотого быка, Зевс выбирает в качестве доли для богов кости, обманчиво прикрытые блестящим жиром, в то...
10. Кузнецова Т. И.: Историческая тема в греческом романе "Роман об Александре"
Входимость: 1. Размер: 109кб.
Часть текста: Аполлония Тианского» Филострата или «История Александра Великого», некогда приписываемая Каллисфену, имеется тесная связь с историей. Последнее сочинение представляет значительный интерес не только с точки зрения использования исторической темы в беллетристике, но и как образец народной литературы первых веков нашей эры. Оно выделяется своим особым, на первый взгляд несвойственным. жанру греческого романа, характером и стоит как бы особняком, вне ряда тех прозаических позднегреческих произведений, к которым принято прилагать термин «роман» благодаря наличию в них ряда признаков, допускающих такое условное объединение их в один жанр. Тем не менее нам кажется возможным применить и к нему наименование «роман», так как оно довольно близко подходит именно к этому роду литературных произведений и в некоторых моментах представляет ему аналогию. Не случайно это сочинение, или, как мы будем называть его в дальнейшем, «Роман об Александре», стало предшественником и прототипом многочисленной романической литература о великом македонском завоевателе, создаваемой на протяжении многих веков во многих странах вплоть до настоящего времени. И, несомненно, есть в нем какие-то аспекты, сближающие его с историческим романом. Но, оговариваемся сразу, в нем заложены лишь самые начальные, далеко несовершенные формы и возможности исторического романа, развитого лишь много веков спустя. Черты этого романа еще только едва намечаются в «Романе об Александре». Роман повествует о жизни и подвигах Александра Македонского, великого полководца и завоевателя государств, освободителя народов от персидского ига. Сюжетную основу его составляет судьба подлинного, а не вымышленного героя истории, хотя содержание романа в большей своей части вымышлено, сложено из необыкновенных событий и положений. История как таковая представлена в романе в своеобразном, полусказочном...