Приглашаем посетить сайт

Cлово "ЛИТЕРАТУРА"


0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  

Варианты слова: ЛИТЕРАТУРЕ, ЛИТЕРАТУРЫ, ЛИТЕРАТУРУ, ЛИТЕРАТУРОЙ

Входимость: 106. Размер: 44кб.
Входимость: 99. Размер: 68кб.
Входимость: 86. Размер: 19кб.
Входимость: 84. Размер: 30кб.
Входимость: 77. Размер: 63кб.
Входимость: 68. Размер: 54кб.
Входимость: 64. Размер: 19кб.
Входимость: 51. Размер: 36кб.
Входимость: 47. Размер: 21кб.
Входимость: 47. Размер: 10кб.
Входимость: 46. Размер: 9кб.
Входимость: 44. Размер: 83кб.
Входимость: 41. Размер: 64кб.
Входимость: 40. Размер: 12кб.
Входимость: 38. Размер: 93кб.
Входимость: 37. Размер: 108кб.
Входимость: 37. Размер: 72кб.
Входимость: 36. Размер: 49кб.
Входимость: 36. Размер: 118кб.
Входимость: 33. Размер: 72кб.
Входимость: 33. Размер: 14кб.
Входимость: 32. Размер: 11кб.
Входимость: 32. Размер: 97кб.
Входимость: 32. Размер: 161кб.
Входимость: 31. Размер: 31кб.
Входимость: 30. Размер: 30кб.
Входимость: 30. Размер: 27кб.
Входимость: 30. Размер: 46кб.
Входимость: 29. Размер: 20кб.
Входимость: 29. Размер: 5кб.
Входимость: 29. Размер: 57кб.
Входимость: 28. Размер: 90кб.
Входимость: 27. Размер: 38кб.
Входимость: 26. Размер: 38кб.
Входимость: 26. Размер: 22кб.
Входимость: 25. Размер: 36кб.
Входимость: 25. Размер: 14кб.
Входимость: 25. Размер: 49кб.
Входимость: 25. Размер: 4кб.
Входимость: 25. Размер: 31кб.
Входимость: 24. Размер: 21кб.
Входимость: 24. Размер: 118кб.
Входимость: 23. Размер: 50кб.
Входимость: 23. Размер: 10кб.
Входимость: 23. Размер: 10кб.
Входимость: 23. Размер: 58кб.
Входимость: 22. Размер: 23кб.
Входимость: 22. Размер: 42кб.
Входимость: 22. Размер: 99кб.
Входимость: 22. Размер: 21кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

Входимость: 106. Размер: 44кб.
Часть текста: перестраивает всю структуру европейской культуры, а переселения народов выдвигают новые народы и новые языки, которые в Средние века стали основой национальных литератур, существующих до наших дней, историческая преемственность античной и новоевропейских культур всегда оставалась ощутимой, и античная литература всегда представлялась истоком и часто образцом новых литератур. Каждая новая общественная формация в пору своего расцвета обращалась в поисках духовного родства к тем или иным сторонам античной литературы времен расцвета. Такие периодические обращения к античности иногда называют «возрождениями классической древности». Эпоха феодализма обращалась к античности по крайней мере дважды: в период «каролингского возрождения» IX в. и «возрождения XII в.»; буржуазная эпоха знала тоже два таких «возрождения» — в XIV—XVI вв. и в конце XVIII в. Разумеется, историческое содержание этих великих эпох отнюдь не сводится к «возрождению классической древности»; но несомненно, что роль такого обращения к античности в эти эпохи и в сознании этих эпох была особенно важна. Так античность выступала духовной опорой европейской культуры в решающие и поворотные моменты ее развития. Мы не будем останавливаться на огромном вкладе античности в другие области европейской культуры — политику, право, науку, искусство; напомним лишь о ее вкладе в области литературной. Традиция изучения древних языков и древних литератур неизменно лежала и лежит в основе гуманитарного образования в Европе, по крайней мере, со времени Возрождения. Основные концепции литературы и литературного творчества, господствовавшие в Европе до Канта, а часто и позже, непосредственно исходили из концепций Аристотеля и Платона. Образцами литературных достижений в течение веков считались памятники античной литературы, и сравнение с античным писателем было для Петрарки, Расина и Ломоносова высшей...
Входимость: 99. Размер: 68кб.
Часть текста: на шумерском, аккадском и отчасти хурритском и хеттском языках; очевидные следы вавилонского и египетского влияния, которые обнаруживаются в угаритской и древнееврейской литературах и т. д. Не является исключением и литература греко-римской античности, хотя здесь наши поиски во многом ограничены недостаточной изученностью вопроса, отчасти вызванной инерцией традиционных представлений об исключительности греческой цивилизации. Тем не менее можно определенно утверждать, что во всяком случае формирование греческой культуры и литературы проходило в тесной связи с цивилизациями Древнего Востока. По мере того как умножаются наши сведения о догомеровской, эгейской эпохе истории Греции, обнаруживаются все новые и новые черты ее сходства с древними культурами хеттов, семитов, египтян; и, вероятно, знакомством, контактами, а может быть, в какой-то мере генетической причастностью к этим культурам объясняются и поразительные совпадения в греческой и хеттской мифологиях, и параллельные мотивы в эпосе о Гильгамеше и поэмах Гомера, и известное родство...
Входимость: 86. Размер: 19кб.
Часть текста: период — более тридцати веков. Литературы эти принадлежали многим народам, населявшим разделенные тысячами километров культурные зоны Древнего мира и подчас ничего друг о друге не знавшим и даже не слышавшим. Трудно поэтому говорить о единообразии литературного процесса в столь отдаленную от нас, необозримую в своей протяженности и все еще недостаточно изученную эпоху. Однако определенное сходство общественно-экономической структуры стран Древности, сходство исторических условий формирования устной и письменной словесности в этих странах не могли не предопределить некоторые общие черты и тенденции в развитии литератур, которые рассматриваются в нашем томе. В качестве основы для периодизации литератур Древнего мира мы разделили так называемые «старые», древнейшие литературы Азии и Африки: Египта, Двуречья (Шумера и Вавилонии), хетто-хурритскую и угарито-финикийскую (хананейскую) — и литературы «молодые», или классические: китайскую, индийскую, иранскую, еврейскую и литературу европейской античности. «Старые» литературы развивались по преимуществу в пределах III — начала I тыс. до н. э.; «молодые» — в I тыс. до н. э., причем время их расцвета и кодификации важнейших памятников приходилось, как правило, на вторую половину этого тысячелетия. Но, отделяя древнейшие литературы от классических, мы руководствовались не только хронологическими критериями. «Старые» литературы не имели предшественников; они начинаются в наших глазах как бы «с нуля» (на самом ...
Входимость: 84. Размер: 30кб.
Часть текста: рубеже XVIII и XIX вв. » 2 . Если быть более точным, мировая литература —детище эпохи капитализма, а самый термин Weltliteratur, как известно, впервые засвидетельствован у Гете, в записях разговора с ним И. П. Эккермана 31 января 1827 г. «Национальная литература сейчас мало что значит,— говорил великий немец,— на очереди эпоха всемирной литературы» 3 . Позднее (1848 г.) Маркс и Энгельс в «Манифесте коммунистической партии», характеризуя эпоху господства буржуазии, писали: «На смену старой местной и национальной замкнутости... приходит всесторонняя зависимость наций друг от друга. Это в равной мере относится как к материальному, так и к духовному производству. Плоды духовной деятельности отдельных наций становятся общим достоянием. Национальная односторонность и ограниченность становятся все более и более невозможными, и из множества национальных и местных литератур образуется одна всемирная литература» 4 . Напомним, что М. Горький в состав книг, выпускаемых организованным им в 1919 г. издательством «Всемирная литература», предложил включить выдающиеся памятники художественной прозы и поэзии, начиная с XVIII в. 5 Итак, современная мировая литература родилась вместе с буржуазной промышленной и социальной революцией. Тезис второй. Очевидно, что для правильного понимания категории мировой литературы необходимо: 1) установить объем понятия и дать хотя бы рабочую дефиницию этого культурного феномена; 2) установить точку отсчета, наметить тот хронологический и географический рубеж, от которого следует вести начало всемирной литературы вообще. С этими фундаментальными положениями связана сама концепция мирового литературного процесса и ...
Входимость: 77. Размер: 63кб.
Часть текста: на наш взгляд, в самых общих чертах остановиться если не на истории вопроса об античном романе в строгом смысле слова, то на отношении к нему некоторых исследователей, специально им занимавшихся. При этом надо сразу заметить, что, несмотря на интерес к этому вопросу как специалистов по античной литературе, так и теоретиков литературы, он в сущности по сей день остается открытым. Как известно, в ряде работ современных ученых 1 ставится под сомнение самая правомерность употребления термина «роман» по отношению к произведениям античной художественно-повествовательной прозы. Но дело, разумеется, не только в термине, хотя за ним стоит определение жанра этих произведений, но в целом ряде проблем, встающих при их рассмотрении: вопрос об идейных и художественных предпосылках и времени появления этого нового для античности вида литературы, вопрос об его соотношении с действительностью, жанровых и стилевых особенностях, вопрос о месте этого жанра в мировом литературном процессе. Новый жанр, венчающий славный путь развития античной литературы, отразил...

© 2000- NIV