Приглашаем посетить сайт

Поиск по материалам сайта
Cлово "HES"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Протопопова И. Афина-Коронида и третья птица из трагедии Еврипида "Ион".
Входимость: 4. Размер: 75кб.
2. Античность как тип культуры (сборник статей). Гринбаум Н. С.: Ранняя классика древней Греции в экономическмх терминах Пиндара.
Входимость: 3. Размер: 44кб.
3. Протопопова И. Сновидение у Гомера и Платона: Oneiros и Chora
Входимость: 2. Размер: 48кб.
4. Античность как тип культуры (сборник статей). Тахо-Годи A. A.: Гимнография Прокла и ее личностное начало.
Входимость: 2. Размер: 83кб.
5. Античность как тип культуры (сборник статей). Ярхо В. Н.: Эллинистическая мелика как фактор античной культуры.
Входимость: 2. Размер: 46кб.
6. Т.Г. Мякин. Прагматика гомеровского эпоса
Входимость: 1. Размер: 6кб.
7. Йегер В.: Вершина и кризис аттического духа. Драма Эсхила.
Входимость: 1. Размер: 87кб.
8. Дилите Д.: Античная литература. Эсхил (525—456 гг. до н. э.)
Входимость: 1. Размер: 18кб.
9. Античность как тип культуры (сборник статей). Завьялова В. П.: Ученый поэт в контексте культуры эллинизма.
Входимость: 1. Размер: 30кб.
10. Дилите Д.: Античная литература. Олимпийские боги
Входимость: 1. Размер: 20кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Протопопова И. Афина-Коронида и третья птица из трагедии Еврипида "Ион".
Входимость: 4. Размер: 75кб.
Часть текста: исследователи. В начале пьесы, после пролога, в котором Гермес кратко рассказывает сюжет (1-81), на сцене появляется Ион, храмовый прислужник (неокор) дельфийского святилища Аполлона; он подметает и кропит плиты у входа в храм и отгоняет от него птиц, угрожая им луком и стрелами, – ведь птицы имеют обыкновение «портить священные дары» (107). Одна из птиц, к которым обращается Ион, – Zenos keryx, вестник Зевса, то есть орел; вторая – kyknos, лебедь, любимая птица самого Аполлона, символизирующая мусичность; а третья птица почему-то не названа, хотя Ион обращается и к ней. Отгоняя птиц, Ион характеризует каждую из них: об орле он говорит, что тот своим кривым клювом побеждает всех пернатых, но стрелы не осилит (160-161); угрожая лебедю, обещает, что его не спасет даже лира Аполлона (165-166); а третью птицу вопрошает, уж не собирается ли она свить гнездо под самым карнизом (172-173). Зрителям – как и нам, читателям – предоставлялось самим догадываться, о какой птице идет речь: во время этой мимической сцены актер, как полагают ученые, обращался к воображаемым птицам, то есть зрители их не видели[1]. По мнению А. К. Гаврилова, «античному драматургу разговор актера с воображаемым партнером (в нашем случае – с птицей) был интереснее, чем появление на сцене бутафорских или даже настоящих животных»[2]. Деметрий в трактате «Об элокуции» упоминает сцену с птицами в «Ионе» как пример драматургии, рассчитанной на демонстрацию мимического мастерства актера: «Бег за луком, запрокидывание лица для разговора с лебедем и вся остальная драматургия, рассчитанная на актера, – [все это] предоставляет ему возможность разнообразных движений» (Demetr. ...
2. Античность как тип культуры (сборник статей). Гринбаум Н. С.: Ранняя классика древней Греции в экономическмх терминах Пиндара.
Входимость: 3. Размер: 44кб.
Часть текста: и, в-третьих, выяснить специфику их употребления. Базируясь на полученных данных, автор пытается определить характерные черты экономических отношений древней Греции конца VI — первой половины V в. до н. э. , представлявших один из важных этапов становления античного типа культуры и нашедших отражение в творчестве Пиндара. Анализу подвергаются 33 слова, входящие в состав подгрупп «Труд» (10 слов), «Ценности» (12 слов) и «Обмен» (11 слов). 1. Наиболее представительной является подгруппа слов, обозначающих различные виды труда. Εργον употребляется со значениями: «свершение, подвиг» — «конец свершениям» (Ол. 2. 17)1, «величие подвигов» (Пиф. 6, 41). Эти значения являются преобладающими 2 . «Дело, действие » — «ни делами, ни помыслами» (Пиф. 3. 30), «ни действие, ни слово» (Пиф. 4. 104). Эти значения встречаются относительно реже. «Труд, усилие» — «во всяком труде» (Нем. 7. 52), «избежав (своими) усилиями» (Пиф. 9. 92). Эти значения представлены также редко. «Творение (искусства) » — «каждое произведение» (Ол. 13. 17). Это значение встречается несколько раз. «Победа» — «три прекрасных победы» (Ол. 13. 38). Это значение ...
3. Протопопова И. Сновидение у Гомера и Платона: Oneiros и Chora
Входимость: 2. Размер: 48кб.
Часть текста: линий и очертаний, красок и групп, сходную с их лучшими рельефами – последовательность сцен, совершенство которых дало бы нам право назвать видящего сны грека Гомером и Гомера видящим сны греком...[1] Сон, как и опьянение, Ницше считает художественными силами самой природы; первая связана с Аполлоном, вторая с Дионисом. Однако известные нам представления греков о снах и, в частности, об отношениях Аполлона с онейромантикой (гаданием по снам), говорят совсем о другом: сны хтоничны. Еврипид так рассказывает о борьбе Аполлона за владычество над дельфийским святилищем[2]: когда Аполлон вытеснил из него дочь Земли Фемиду, Земля породила сновиденья, показывающие гадателям, что было и что будет, и оракул перестал быть нужным; Аполлон взмолился Зевсу, и тот как-то ослабил пророческую силу снов[3], благодаря чему оракул Аполлона вернул свою влиятельность. Гадание по сновидениям, посылаемым Геей, противопоставляется прорицаниям Пифии, вдохновленной Аполлоном: первое представляется как хтоническое, сопряженное с гневом древнейшей богини и ужасом, а второе озарено аполлоническим светом и ясностью. Оракулы сновидений, о которых нам известно, как правило, связаны с Землей и подземным миром. Самый известный, популярный вплоть до конца античности оракул сновидений, предписывающий больным способы лечения, а иногда исцелявший прямо во сне, принадлежал Асклепию, хтонизм которого подтверждается его атрибутом – змеей. Можно назвать оракул Амфиарая, который погиб, поглощенный разверзшейся землей. Павсаний считает, что до этого Амфиарай был толкователем снов, так как ныне дает предсказания именно через сновидения[4]. В...
4. Античность как тип культуры (сборник статей). Тахо-Годи A. A.: Гимнография Прокла и ее личностное начало.
Входимость: 2. Размер: 83кб.
Часть текста: 1 . Т. Уиттекер и А. Фестюжьер подчеркивают у Прокла сочетание «мысли» и «вдохновенной поэзии» 2 , «рационализм » и «точность» изложения наряду с «интимным» отношением к божеству 3 . Эта противоречивость философской мысли и стиля Прокла побуждает нас исследовать не только эстетическую сторону «Комментариев» философа на платоновского «Тимея» 4 , но и поэтическое творчество одного из последних неоплатоников, учитывая именно личностное начало его гимнографии. До нашего времени дошло полностью семь гимнов Прокла 5 , небольших, изящных произведений, где тонкость философской мысли органично переплетается с патетикой провидца, проникающего в глубины космического и божественного бытия. В гимнической поэзии Прокла «ученая », изысканная манера, характерная вообще для его эпохи, неразрывна с «искренним» и «личным» чувством философа 6 . Правда, У. Виламовиц скептически относился к поэтическому дару Прокла, полагая, что «особенно широкой поэзии или хотя бы риторического искусства нельзя ожидать от болтливого (geschwätzigen) философа, равно как нельзя ожидать от его стихов развития его философских учений» 7 . Вот почему, считает Виламовиц, гимны Прокла обращали на себя мало внимания. Виламовиц, однако, особенно подчеркивает в гимнографии философа...
5. Античность как тип культуры (сборник статей). Ярхо В. Н.: Эллинистическая мелика как фактор античной культуры.
Входимость: 2. Размер: 46кб.
Часть текста: (сборник статей) Ярхо В. Н.: Эллинистическая мелика как фактор античной культуры. В. Н. Ярхо ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ МЕЛИКА КАК ФАКТОР АНТИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ В сочетании «эллинистическая мелика» даже специалисту- античнику может послышаться некое изначальное противоречие. По традиционным представлениям развитие древнегреческой мелики завершается с Пиндаром и Вакхилидом, т. е. примерно в середине V в. до н. э. На худой конец к достойным внимания поэтам-меликам причисляют Тимофея с его «Персами» и Филоксена с «Киклопом». Первых мы благодаря папирусной находке начала нашего века знаем довольно хорошо, второго не знаем совсем (не считая сведений о нем) и только по незначительным отрывкам можем судить о других меликах второй половины V — начала IV в.: Меланиппиде, Ликимнии, Телесте, Арифроне. Впрочем о большинстве из них, а особенно о Тимофее принято говорить как об авторах, чье творчество означало конец классической мелики, нашедший себе выражение в разрушении традиционной строфической симметрии, в вычурности языка, в преобладании музыкальной стороны над содержательной и т. п. Что же понимает автор настоящей статьи под эллинистической меликой? Может быть, позднюю анакреонтику, столь популярную в эллинистические и римские времена что ей в целом ряде случаев удалось оттеснить на задний план своего «прародителя» — подлинного Анакреонта? Но анакреонтика не может считаться разновидностью мелики, потому что главным признаком этого жанра в классические, да и в последующие времена был публичный характер исполнения, между тем как анакреонтика являлась порождением «книжного» периода античной...
6. Т.Г. Мякин. Прагматика гомеровского эпоса
Входимость: 1. Размер: 6кб.
Часть текста: право, культура. - Новосибирск, 1998. С. 104-107) Вопрос о ситуации высказывания применительно к поэмам Гомера представляется сейчас наименее изученным в гомеристике. Зарубежные исследовательские школы (текстология В. Шадевальдта, школа "устной поэзии" М Парри) сосредотачивали своё внимание, по преимуществу, на разрешении традиционных проблем гомероведения, сформулированных ещё А. Вольфом в его знаменитых "Пролегоменах". Между тем, апробировать на "ископаемом материале" теоретические и практические наработки коммуникативной прагматики (Т. А. Ван Дейк, В. Кинч) представляется весьма любопытным. В своём докладе автор отталкивается, в основном, от наблюдений над текстом обеих поэм, которые были созданы И. М. Тронским в его посмертном труде (5, с. 112, 117). Автор рассматривает вопрос следующим образом. Уникальное многовековое единство гомеровской традиции ставит вопрос как о едином авторе (Гомере), так и о специфике эпической коммуникации. Речь идёт, во-первых, об общекультурных знаниях (мнениях, обычных для общностей, где творили носители эпоса), во-вторых, о социокультурных ситуациях, востребовавших эпическую коммуникацию, в-третьих, о коммуникативных ситуациях, целях коммуникативного взаимодействия "певец - слушатели" в актуальном референциальном контексте этого взаимодействия (3, с. 55). Ионические полисы - г. Смирна, о. Самос, о. Хиос в VIII - VII вв. до н. э. (время создания "Илиады" и "Одиссеи") - быстро богатеющие общества с кланово-аристократической организацией социума и, вместе с тем, с высокой горизонтальной...
7. Йегер В.: Вершина и кризис аттического духа. Драма Эсхила.
Входимость: 1. Размер: 87кб.
Часть текста: Писистрата, был уже невозможен. Один из Алкмеонидов, вернувшихся из изгнания, Клисфен, который, как и Писистрат, опирался на народные массы в борьбе против остальной знати, сделал последний шаг к устранению ее господства. Он заменил старый порядок четырех аттических фил, каждая из которых была связана родовыми союзами со всей страной, абстрактным принципом чисто регионального членения Аттики на десять фил, разорвавшим старые кровные узы и уничтожившим их политическое влияние благодаря основанным на новой системе фил демократическим выборам. Это означало конец родового государства, хотя нельзя сказать то же самое о духовном и политическом влиянии аристократии. В афинском народном государстве вплоть до смерти Перикла руководящая роль принадлежала знатным, и ведущий поэт юного государства, Эсхил, сын Евфориона, был, — как за столетие до того первый великий представитель аттического духа, Солон, — отпрыском знатных землевладельцев. Он был родом из Элевсина, культового центра, где Писистрат примерно тогда построил новое святилище для мистерий. Комедия с удовольствием восприняла представление о связи юношеских лет поэта с досточтимой элевсинской богиней, — это смешно контрастировало с Еврипидом, "сыном овощной богини" [1], когда Аристофан [2] вкладывает в уста Эсхилу во время его состязания с разрушителем трагедии благочестивую молитву: Деметра-матерь, разум мой вскормившая, Твоих мистерий даруй мне достойным быть!...
8. Дилите Д.: Античная литература. Эсхил (525—456 гг. до н. э.)
Входимость: 1. Размер: 18кб.
Часть текста: что Эсхила больше всего интересовала проблема гармонии. Трилогию "Орестея" составляют драмы "Агамемнон", "Хоэфоры", "Эвмениды". В первой драме вернувшегося из Трои предводителя ахейского войска Агамемнона убивает его жена Клитемнестра. Во второй части сын Агамемнона и Клитемнестры Орест, мстя за отца, убивает мать. В третьей трагедии изображается суд над Орестом и его оправдание. Таким образом, первая трагедия — это драма убийства, вторая — драма мести, третья — драма прощения. Клитемнестра ненавидит Агамемнона, потому что десять лет назад он принес в жертву дочь Ифигению, чтобы боги дали попутный ветер для отплытия в Трою. Ее ненависть поддерживают и личные цели в настоящее время: пока муж воевал, царица сошлась с его двоюродным братом Эгисфом. Таковы отношения людей в этой драме. Однако Эсхил подчеркивает, что Агамемнон не жертва замыслов жены, что Клитемнестра опасна для Агамемнона потому, что там, в мире богов, постепенно созрела угроза для жизни этого царя. Агамемнон принадлежит проклятому роду убийц и грешников. Он правнук Тантала, некогда убившего своего сына Пелопса. Он — внук Пелопса, коварно убившего...
9. Античность как тип культуры (сборник статей). Завьялова В. П.: Ученый поэт в контексте культуры эллинизма.
Входимость: 1. Размер: 30кб.
Часть текста: как в I гимне. Более близкая связь обнаруживается между III и IV гимнами. Но если в IV гимне эпические эпизоды сменяют друг друга почти без нарушения временной и сюжетной последовательности, то III гимн конструируется как бы из совершенно разрозненных мотивов, эпизодов, сцен. Их временная и сюжетная пестрота фиксирует совершенно иное, чем у эпического художника, осмысление мифологического материала. Для эпического художника чем обычнее и трациционнее изображаемый им предмет, тем он лучше, тем он нужнее. «Ничего не привносить от себя, ничем не нарушать традиционную тематику и поэтику — это идеал эпического художника. Изображенная им действительность как бы сама говорит о себе и как бы сама говорит от себя» 4 . Избирательность и композиционное соподчинение разрозненных эпизодов в гимнах Каллимаха уже а priori исключают такую эпическую отстраненность. Каллимах даже тогда, когда его поэтической язык ближе всего к эпической традиции (так принято считать относительно гимнов IV и I I I 5 ) ,— не может или не хочет создавать в его время уже монументально-безжизненное эпическое полотно. В III гимне нет развития какой-то одной сюжетной линии, автор фиксирует внимание сразу на нескольких мотивах, на нескольких сюжетах, подчиняя их достаточно оригинальному, но объяснимому и понятному в традициях александрийской школы замыслу — описанию атрибутов,...
10. Дилите Д.: Античная литература. Олимпийские боги
Входимость: 1. Размер: 20кб.
Часть текста: достались земля и небо, все же является главным богом. Т. Гамкрелидзе и Вяч. Вс. Иванов утверждают, что Зевс перенял функции обоих старших индоевропейских богов (Бога неба и Перкунаса) [42, II, 796]. Он владыка мира, главный хранитель гармонии космоса. Зевс стережет границы государств и собственности людей, опекает гостей и обычай гостеприимства. Как младший брат, спасший старших, он похож на третьего брата в сказках многих народов. Его эпитет "земной" и рассказы о его рождении на острове Крит напоминают о связях с мифологией Эгейского мира, элементы которой сохранились рядом с этим вполне индоевропейским владыкой, называемым отцом богов и людей. Хотя громы и молнии старшего бога у многих вызывают страх, однако сохранить космос он, видимо, не сумел бы без помощи трех триад богинь, субстрата Древней Европы. За порядком в мире природы и людей следят три юные и прекрасные богини оры. Они смотрят, чтобы после зимы пришла весна, чтобы осень и лето не поменялись местами, охраняют основные законы человеческого рода. Это показывают их имена: греч. Дике — справедливость;...