Приглашаем посетить сайт

Поиск по материалам сайта
Cлово "NAROD"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Кунтур Я.: Античный театр как одна из предтеч публицистики
Входимость: 1. Размер: 10кб.
2. Ковалева И. И. Сколько Муз у Гесиода и о чем они поют?
Входимость: 1. Размер: 31кб.
3. Протопопова И. Сновидение у Гомера и Платона: Oneiros и Chora
Входимость: 1. Размер: 48кб.
4. Бакстон Р. Зачем изучать древних греков?
Входимость: 1. Размер: 36кб.
5. Протопопова И. Афина-Коронида и третья птица из трагедии Еврипида "Ион".
Входимость: 1. Размер: 75кб.
6. Бакстон Р. Язык «Аякса» Софокла: оружие и речь победителей
Входимость: 1. Размер: 26кб.
7. Романчук Л. "Образ Пенелопы в “Одиссее” Гомера"
Входимость: 1. Размер: 20кб.
8. Бакстон Р. Герой греческих трагедий: человек или супермен?
Входимость: 1. Размер: 34кб.
9. Теперик Т. Ф. Поэтика сновидений в античном эпосе.
Входимость: 1. Размер: 97кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Кунтур Я.: Античный театр как одна из предтеч публицистики
Входимость: 1. Размер: 10кб.
Часть текста: художественных, этических, психологических) прямого формирования политических взглядов и общественного мнения. Легко можно представить, какое воздействие имело представление на огромную массу народа, собравшуюся на амфитеатре для единственной цели – внимать происходящему на скене. Мы можем предположить, что темы публицистической направленности наполняли в мифологические и легендарные сюжеты уже самых ранних драм, например, Феспида. Ведь у его ученика Фирниха, победителя на состязании трагиков, устроенном Фемистоклом, в трагедии «Взятие Милета» сюжет публицистически использует недавние события: разгром в 494 г. до н. э. персами близкого афинянам Милета, причем трагедия оказывает такое воздействие на массу, что его, как нарушителя спокойствия, штрафуют на 1000 драхм. Падение Милета и трагедия его жителей представлены здесь, как результат неудачной политики Афин, то есть, как едкая критика политического руководства. Последующие трагики старались не касаться впрямую реальных близких событий, памятуя неудачу Фирниха, но вписывали в свои произведения намеки, знаки, понятные соотечественникам и во многом скрытые теперь для нас. Мы можем теперь только предполагать, насколько злободневны были их трактовки мифов, фразы персонажей, жесты героев, ведь реальность, оставшаяся за чертой литературы, утеряна для нас навсегда. Многие произведения были утеряны или дошли до нас в незначительных фрагментах. Но, несмотря на это во многом, что мы можем прочесть сегодня, видна явная публицистическая направленность. Например, проступает она в трагедии «Персы» Эсхила, написанной в 472 г. до н. э. Здесь не скрываемый идеологический пафос строителя нового прогрессивного государства, торжество афинской политической системы перед другими и гордость за афинское...
2. Ковалева И. И. Сколько Муз у Гесиода и о чем они поют?
Входимость: 1. Размер: 31кб.
Часть текста: каталогу героев и героинь, присутствующему в стихах 965—1020”[1]. Впрочем, если придерживаться не столь радикальной точки зрения и основное содержание поэмы видеть все-таки не в последних ее пятидесяти с небольшим строках, а в начинающейся со 116-го стиха “собственно теогонии”, то и тогда вступление, проойми-он, занимает десятую часть всего объема, то есть кажется изрядно затянутым. Еще в античности Кратет Пергамский исключал текст прооймиона, как Гесиоду не принадлежащий, — на том основании, что он мало связан с дальнейшим содержанием “Теогонии” и, в сущности, мог бы служить вступлением к любой поэме такого рода — на манер Гомеровых гимнов[2]. Кроме того, в этом вступлении обязательное для эпической поэмы обращение к Музам повторено дважды, причем вначале они именуются Гели-конскими (ст. 1—2), а затем Олимпийскими (52). Это можно объяснять, например, “соединением двух или более первоначально существовавших независимо прооймионов”[3] — или, наоборот, тем, что “здесь мы можем наблюдать превращение Муз из местных божеств, почитаемых на горе Геликон, в общегреческих богинь, чье место на горе Олимп”[4]. Между тем есть основания увидеть здесь не недочеты Гесиода, а вполне последовательную продуманную композицию. Прежде всего, “Теогония” разделяется на три части четким формальным признаком — наличием побудительного конъюнктива (адхортатива) или побудительного императива. В стихах 1-м и 36-м это обращение певца к самому себе (и к аудитории): άρχώμεθ' άείδειν, “начнем воспевать”[5], и в 36-м почти так же, άρχώμεθα ...ύμνεύσαι, “начнем славить гимном[6]”. Перед началом третьей...
3. Протопопова И. Сновидение у Гомера и Платона: Oneiros и Chora
Входимость: 1. Размер: 48кб.
Часть текста: можно, вероятно, отнести не только к отдельному человеку, но и к какой-либо эпохе или культуре в целом. Фридрих Ницше полагал, что сны древних греков были пластичны и логичны: при невероятной пластической точности и верности взгляда греков и искренней любви к светлым и смелым краскам, несомненно, придется предположить и в их снах логичную причинность линий и очертаний, красок и групп, сходную с их лучшими рельефами – последовательность сцен, совершенство которых дало бы нам право назвать видящего сны грека Гомером и Гомера видящим сны греком...[1] Сон, как и опьянение, Ницше считает художественными силами самой природы; первая связана с Аполлоном, вторая с Дионисом. Однако известные нам представления греков о снах и, в частности, об отношениях Аполлона с онейромантикой (гаданием по снам), говорят совсем о другом: сны хтоничны. Еврипид так рассказывает о борьбе Аполлона за владычество над дельфийским святилищем[2]: когда Аполлон вытеснил из него дочь Земли Фемиду, Земля породила сновиденья, показывающие гадателям, что было и что будет, и оракул перестал быть нужным; Аполлон взмолился Зевсу, и тот как-то ослабил пророческую силу снов[3], благодаря чему оракул Аполлона вернул свою влиятельность. Гадание по сновидениям, посылаемым Геей, противопоставляется прорицаниям Пифии, вдохновленной Аполлоном: первое представляется как хтоническое, сопряженное с гневом древнейшей богини и ужасом, а второе озарено аполлоническим светом и ясностью. Оракулы сновидений, о которых нам известно, как правило, связаны с Землей и подземным миром. Самый известный, популярный вплоть до конца античности оракул сновидений, предписывающий больным способы лечения, а иногда исцелявший прямо во сне, принадлежал Асклепию, хтонизм которого подтверждается его атрибутом – змеей. Можно назвать оракул Амфиарая, который погиб, поглощенный разверзшейся землей. Павсаний считает, что до этого Амфиарай был толкователем снов, так как ныне дает...
4. Бакстон Р. Зачем изучать древних греков?
Входимость: 1. Размер: 36кб.
Часть текста: такую возможность, однако, греческая цивилизация особенно хороша с этой точки зрения. Третий аспект, которому я посвящу основную часть моей лекции, заключается в том, что изучение особенностей древнегреческой культуры может помочь нам в понимании нашей собственной культуры. Примером для иллюстрации данного тезиса я выбираю мифологию. При исследовании греческих мифов я рассмотрю несколько тем: тему детства, роль предсказателей/оракулов (в том числе, дуба из священной рощи в Дондоне), полезность (или бесполезность) идеи мифа; возможное определение мифа как «социально значимого повествования, связанного с традицией»; и, в конце концов, то, что я назову «современным мифом» о динозаврах. В своей лекции я попытаюсь продемонстрировать, как изучение греческой мифологии может пролить свет на функции устного творчества в нашей культуре. На пороге XXI века ученые эллинисты больше не могут претендовать на то, что студенты, коллеги с других факультетов, политики, принимающие решения о финансировании изучаемых в университете дисциплин, не говоря уже об обычных людях с улицы, будут и впредь считать предмет их исследований столь существенным и важным. Другими словами, эллинисты уже не имеют возможности лишь заявлять о себе ; они должны перейти к активному убеждению. Они должны убеждать разработчиков...
5. Протопопова И. Афина-Коронида и третья птица из трагедии Еврипида "Ион".
Входимость: 1. Размер: 75кб.
Часть текста: есть любопытная и загадочная деталь, на которую уже не раз обращали внимание исследователи. В начале пьесы, после пролога, в котором Гермес кратко рассказывает сюжет (1-81), на сцене появляется Ион, храмовый прислужник (неокор) дельфийского святилища Аполлона; он подметает и кропит плиты у входа в храм и отгоняет от него птиц, угрожая им луком и стрелами, – ведь птицы имеют обыкновение «портить священные дары» (107). Одна из птиц, к которым обращается Ион, – Zenos keryx, вестник Зевса, то есть орел; вторая – kyknos, лебедь, любимая птица самого Аполлона, символизирующая мусичность; а третья птица почему-то не названа, хотя Ион обращается и к ней. Отгоняя птиц, Ион характеризует каждую из них: об орле он говорит, что тот своим кривым клювом побеждает всех пернатых, но стрелы не осилит (160-161); угрожая лебедю, обещает, что его не спасет даже лира Аполлона (165-166); а третью птицу вопрошает, уж не собирается ли она свить гнездо под самым карнизом (172-173). Зрителям – как и нам, читателям – предоставлялось самим догадываться, о какой птице идет речь: во время этой мимической сцены актер, как полагают ученые, обращался к воображаемым птицам, то есть зрители их не видели[1]. По мнению А. К. Гаврилова, «античному драматургу разговор актера с воображаемым партнером (в нашем случае – с птицей) был интереснее, чем появление на сцене бутафорских или даже настоящих животных»[2]....
6. Бакстон Р. Язык «Аякса» Софокла: оружие и речь победителей
Входимость: 1. Размер: 26кб.
Часть текста: речь» (Trugrede) Аякса новом свете. В лекции будут приведены доказательства того, что данный тип речи является ключевым средством понимания произведения, причем это совершенно не связано (по крайней мере, напрямую) с огромным количеством предыдущих исследований этих строк, где ученые стремились найти ответы на вопросы: Намеренно ли Аякс вводил в заблуждение? Кому он адресовал свою речь (или это был монолог)? Как следует интерпретировать двусмысленность речи? Выше перечисленные вопросы очень важны, но я не собираюсь на них останавливаться. Также, хочу обратить ваше внимание на важный факт: данные строки уникальны с точки зрения языка и именно они на некоторое время вносят в произведение некий подъем; надлежащее осознание подобной уникальности может помочь нам определить язык остального произведения. Итак, если мы перенаправим свое восприятие на «обманную речь», то я бы хотел переименовать данный феномен в «речь победителей». А для того, чтобы передать потрясающую музыкальность речи Аякса, я процитирую строки, принадлежащие шекспировскому Макбету, чья жизнь и язык были заранее предопределены оружием, но, тем не менее, перед самой смертью он был осенен необычайным поэтическим озарением. Я бы хотел предварить данную проблематику рассказом об одном случае, который произошел со мной несколько лет назад, когда я присутствовал на конкурсе молодых театральных режиссеров в Будапеште. Несколько лет назад я имел честь побывать у своего друга в Будапеште. Как раз в то время мой друг входил в жюри Будапештской Академии Театральных Искусств, где проводился ежегодный конкурс на право получения финансовой поддержки для некоторых молодых венгерских театральных режиссеров для продолжения их творческих исканий....
7. Романчук Л. "Образ Пенелопы в “Одиссее” Гомера"
Входимость: 1. Размер: 20кб.
Часть текста: Введение Поэма Гомера “Одиссея” была создана в первой трети первого тысячелетия до нашей эры в Ионии (одной из областей древней Греции). Основными сюжетными линиями поэмы являются: 10-тилетние странствия Одиссея и осаждение дома его жены Пенелопы женихами с последующим их истреб-лением возвратившимся Одиссеем. Таким образом, центрами двух рядов событий являются два героя – Одиссей и его жена Пенелопа. Если по поводу Одиссея, его героических черт было написано множество работ, то раскрытию образа Пенелопы, его связи с эпичностью посвящено гораздо меньше исследований. Между тем образ Пенелопы занимает первое место в созданной мировой литературой целой галереи женских образов. В нем заключено представление древних греков о женщине, об идеальной жене. Тем не менее, образ Пенелопы не менее эпичен, нежели Одиссея. Из многочисленной критической литературы, посвященной анализу поэмы, можно отметить исследования В. Ярхо, А. Ф. Лосева (монография “Гомер”, 1960), И. В. Шталь (монографии “Гомеровский эпос”, 1975; “Одиссея” – героическая поэма странствий”, 1978; “Художественный мир гомеровского эпоса”, 1983), А. Тахо-Годи (предисловие “Одиссея” и ее художественно-эстетический смысл”, 1982), Т. Г. Маль-чуковой (монография “Одиссея” Гомера и проблема ее изучения”, 1983), И. М. Трон-ского, К. П. Полонской (“Поэмы Гомера”, 1961), Н. Сахарного (“Гомеровский эпос”,...
8. Бакстон Р. Герой греческих трагедий: человек или супермен?
Входимость: 1. Размер: 34кб.
Часть текста: к самой трагедии мне бы хотелось открыть лекцию вступлением, сделав три предварительных замечания: Во-первых, я собираюсь обсудить два современных кинофильма, где в главной роли изображен современный герой: Супермен. Затем я немного расскажу о самом понятии герой в древнегреческой религии. И, в-третьих, я подробно остановлюсь на героях эпических поэм Гомера. Затем, оставшуюся часть лекции я посвящу трагедии. Особенное внимание будет уделено факторам, которые ограничивают поступки и знания героев, а также мы рассмотрим уравновешивающие их, позитивные факторы, которые противопоставляются этим ограничениям. Учитывая большое количество древнегреческих трагедий, мне не представляется возможным охватить все тематическое поле. Вместо этого я ограничусь тремя произведениями: трилогия Эсхила Орестея, Царь Эдип Софокла и Геракла Еврипида. 1. Супермен. Хорошо известна любовь русских к кино и великолепные русские кинематографические традиции. Но я не знаю, в какой мере вы интересуетесь происходящим в современном американском кино. В любом случае постольку, поскольку предмет этой лекции касается героических фигур древнегреческой трагедии, я, с вашего позволения, хочу начать с обсуждения двух современных американских фильмов, в которых обрисован специфический тип современного американского героя. Я говорю о фильмах Супермен и Супермен-2, где в главной роли блистал Кристофер Рив. Всем ясно, что Супермен обладает сверхчеловеческой...
9. Теперик Т. Ф. Поэтика сновидений в античном эпосе.
Входимость: 1. Размер: 97кб.
Часть текста: и новогреческая филология, филологические науки А в т о р е ф е р а т диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук Москва 2008 Работа выполнена на кафедре классической филологии филологического факультета ФГОУ ВПО «Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова» Официальные оппоненты: доктор филологических наук Гринцер Николай Павлович Институт восточных культур и античности, ГОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет» доктор филологических наук Михайлова Татьяна Владимировна Учреждение Российской академии наук «Институт славяноведения РАН» доктор исторических наук Подосинов Александр Васильевич Учреждение Российской академии наук «Институт всеобщей истории РАН» Ведущая организация: Учреждение Российской академии наук «Институт научной информации по общественным наукам РАН» Защита состоится « » 2008 г. в часов на заседании диссертационного совета Д. 501. 001. 82 при Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова по адресу: 119991, Москва, 1-й корпус, филологический факультет. С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке МГУ им. М. В. Ломоносова. Автореферат разослан «____»______________2008 г. Ученый секретарь диссертационного совета кандидат филологических наук, доцент О. М. Савельева В последние десятилетия интерес литературоведов к художественному приёму, состоящему в изображении сновидений, заметно растёт. В классической филологии особенно, поскольку внимание к сновидениям было чрезвычайно характерным явлением, свойственным античному времени, и именно повышенный интерес к снам относится к тем устойчивым реалиям античного общества, без которых наше представление о нём было бы крайне неполным. Современное толкование сновидений представляет собой видоизменённый пересказ теорий времён...